http://talks.guns.ru/88x31.gif";

Никохот со Товарищи !

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ласка

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Ласка

Ласка (Mustela nivalis)
Семейство куньи (Mustelidae)
Подсемейство Куньи (Mustelinae)
Род Ласки и хорьки (Mustela)

В строении и повадках ласки наиболее ярко выражены черты мелкого хищника-норника, т.е. такого, который охотится на добычу — мелких грызунов — исключительно в их норах.

Это самый мелкий из всех живущих на Земле хищных млекопитающих: длина тела у самцов варьирует в пределах 13-26 см, вес 40-250 г, самки на треть мельче. Общий склад весьма специфичен и легко узнаваем. У ласки тонкое, сильно вытянутое туловище на очень коротких ногах. Шея длинная и для такого небольшого зверька довольно мощная — лишь ненамного тоньше туловища, несет узкую (не толще шеи) голову с маленькой притупленной мордочкой и короткими ушками, практически не выступающими наверх. Все это вместе взятое придает ласке какой-то “змеевидный” облик: впечатление усиливается благодаря гибким, как бы “пресмыкающимся” движениям животного, когда оно лазает среди камней или хвороста. Глаза большие, темные, чуть на выкате, короткие закругленные ушки широко расставлены. Хвост очень короткий, у самых мелких ласок не превышает длину ступни. Волосяной покров короткий, не пышный, прилегающий. Окраска тела летом двухцветная: верх темный, у разных географических рас преобладающий тон варьирует от темно коричневого до светло-песчаного; весь низ, включая внутренние стороны ног, отчасти ступню и кисть, белый. Граница между окраской верха и низа резкая. Хвост одного цвета со спиной. На зиму ласка белеет — на севере целиком, на юге лишь частично.

Ласка распространена очень широко — почти по всей Евразии (кроме Индокитая) и Северной Америке (исключая Арктический архипелаг и южные пустыни), в Атласских горах на крайнем северо-западе Африки. В России она встречается повсеместно. Ласка неприхотлива в выборе мест обитания и на своем огромном ареале заселяет почти все ландшафтно-географические зоны. Там, где есть мелкие мышевидные грызуны, можно обнаружить и этого крохотного хищника. Ласка обитает в лесах всех типов, в степи и лесостепи, в пустыне, тундре, в горах поднимается до альпийских лугов. Не избегает она и поселений человека: ее можно найти в зеленых зонах самых крупных городов (например, в парках Москвы). Ласка отсутствует разве что в полярных пустынях и снеговом поясе гор, где куньих нет вообще.

Участок, где ласка живет и добывает пищу, очень невелик, всего полгектара—гектар. Причина в том, что этот крохотный хищник свободно проникает за полевками в любые норки, так что ему просто нет нужды осваивать большую территорию. Нор сам этот крошечный хищник не роет. В качестве убежищ ласка использует главным образом жилища полевок, пустоты между камнями, в кучах хвороста, в скирдах, дровяных кладках или постройках, иногда в низко расположенных дуплах деревьев. В пределах участка у ласки есть несколько постоянных жилищ; что касается временных убежищ, то с этим у нее проблем нет — она может при опасности мгновенно юркнуть в первую же попавшуюся норку полевки, мыши, крота.

Ласка — один из наиболее специализированных хищников: почти весь ее рацион состоит из мелких мышевидных грызунов. В средней полосе ласка ловит в основном полевок и мышей, в степной зоне к ним добавляются хомячки, в пустынях питается главным образом песчанками. Если ласка наткнется на гнездо мелкой пичуги с кладкой, то непременно съест яйца или птенцов. Очень редко, только при большой бескормице, ласка поедает земноводных, рыбешек.

“Кровожадность” ласки, якобы способного за один раз задушить и съесть десяток мышевидных грызунов — плод досужих домыслов. Этот хищник обычно убивает свою добычу, прокусывая череп в затылочной области. Соответственно, размер жертвы во многом определяется не только соотношением сил ее и хищника, но и возможностью ласки использовать этот излюбленный прием. Поэтому с трудом верится “охотничьим рассказам” о том, что ласка умерщвляет таких крупных животных как зайцы, тетерева, глухари.

Вопреки распространенному мнению, не очень склонна ласка и к поеданию только мозга при изобилии добычи. Ведь всякий хищник ест в первую очередь наиболее калорийные части жертв. У полевок это брыжейка, на которой откладывают жировые запасы. Поэтому ласка в первую очередь съедает у мышевидных грызунов именно внутренние органы и лишь потом все остальное. А за “поедание мозга” несведущие люди принимают специфический способ умерщвления добычи, свойственный многим мелким куньим.

Большей частью ласка охотится в сумерки и ночью, но нередко можно встретить ее или увидеть свежие следы и в дневное время. Она без устали шныряет в валежнике, между корнями, в стогах и скирдах; попав на колонию полевок или песчанок, зверек обшаривает каждый отнорок, надолго исчезая в подземных убежищах своих жертв; зимой постоянно ныряет под снег.

Сведения о размножении ласки более чем скудные. Все сроки в цикле размножения ласки сильно изменчивы, во многом зависят от обилия пищи. Беременные самки попадаются с весны по осень, чаще всего в апреле, а молодых зверьков — круглый год. Беременность короткая, длится около месяца или немного дольше. В помете чаще всего 4-7 молодых, но бывает до 10. Новорожденные появляются на свет уже в белесом эмбриональном пуху, который постепенно замещается ювенильными волосами с характерной для взрослых летней двухцветной окраской.

Детеныши развиваются довольно быстро: у них несколько раньше, чем у горностая(в возрасте 3 недель), прорезаются молочные зубы и открываются, глаза проявляется и затухает рефлекс следования, довольно рано (в возрасте 4 недель) они начинают реагировать на угрозу характерным “чирикающим” звуком, выделением пахучего секрета прианальных желез при испуге. Хищнический рефлекс у молодых ласок проявляется уже на втором месяце жизни: в возрасте 2-4 недели их еще интересует только разорванная самкой добыча, в 5 недель малыши уже способны самостоятельно разгрызать мертвых мышей, а к концу 7-й недели они активно преследуют и сами убивают мелких мышевидных грызунов.

К человеку этот крохотный хищник относится без особой боязни, но и без дружелюбия, практически не приручается.

Ласка — довольно обычный зверек, хотя распространена весьма неравномерно. Промыслового значения она не имеет. Очень велико значение этого крохотного хищника как “истребителя” грызунов, вредящих сельскому хозяйству. Поэтому она должна всемерно охраняться.

2

Я, с детства, очень уважительно относился к этому зверьку.Когда был маленький мы с дядей специально ездили их отлавливать.Затем выпускали под сложенную  у нас на огороде кучу брёвен.Ласки у нас жили постоянно и боролись с грызунами.Ещё под этой кучей обитали и разводились ёжики.Нахлынули очень тёплые воспоминания....Благодарю!  :rolleyes:

PS-где то в охотничьей литературе мне попадались удивительные свидетельства нападения ласки на ........косулю.....Правда без особого успеха. :D

3

Куньи в Греции
В некоторых баснях Эзопа встречается ласка. Одна из таких басен "Битва ласок и мышей" стала весьма популярным предметом росписи таверен. В этой басне, армия ласок разгоняла паникующую толпу мышей, чьи нарочито одетые генералы стали спасаться бегством в пустых мышиных норах. В другой басне, старая ласка, не способная больше гоняться за быстрыми мышами, поймала их "извалявшись в муке и безвольно лежа в темном углу." После поедания нескольких юных мышек, которые пробегали около "кучи муки", ему попалась старая, но мудрая мышь, выбравшаяся из множества ловушек для мышей. Осозновая, что это ловушка, прокричала "Я желаю тебе удачи - так же искренне и честно, как я верю, что ты куча муки."

История о ласке-невесте является другой очень старой легендой. Богиня Любви пожалела хориху, которая влюбилась в симпатичного юношу. Венера превратила ее в прекрасную девушку и она пленила сердце юноши. Однако, на свадебном пиру, ее естество взяло вверх, когда она увидела на полу мышь. Возлюбленная соскачила с кушетки, чтобы поймать ее!

В фолклере современной Греции можно найти отголоски этой древней истории. Увидеть ласку возле дома девушки, собирающейся за муж, является плохим предознаменованием, т.к. оно гласит, что nifitsa ("маленькая невеста") однажды была девушкой, которая собиралась за муж, но "почему-то потеряла свое счастье" и превратилась в ласку. Сейчас верят, что маленькое ревнивое существо может уничтожить свадебное платье, если не поставить ему меда и сладостей перед свадьбой (называемых "необходимой полной чаши") и не спеть песню, которая умиротворит разочарованную "маленькую невесту".

В одном из мифов древней Греции, Геракл в Фивах установил святилище в честь женщины-ласки, Галантиды. Она была белокурой подругой его матери, превращенная в ласку Герой. С помощью магии Гера хотела помешать рождению Геракла, но Галантида помешала замыслам богини, обманув богиню своим преждевременным объявлением о рождении у Алкмены сына Зевса. Разгневанное божество превратила золотоволосую Галантиду в ласку; позже, та стала помошницей Гекаты, богини черной магии. Благодарная Алкмена заявила, что она чувствует себя комфортнее всякий раз, когда видит свою подругу, мелькающую возле ее дома в Фивах, "такую же активную и энергичную, как всегда" и, по прежнему, светловолосую. (У домашних хорьков часто встречается светлый мех).

Афиняне высмеивали жителей Фив за веру в эту версию судьбы Галантиды. В Афинах эта история звучала по другому: проститука из Фив по имени Галантида была обращена в ласку ведьмой Гекатой из-за ее необузданной похоти, и она просто напугала Алкемну, бегая по полу.

Перед рождением Геракла, земли вокруг Фив были разорены гиганским ласкоподобным монстром, убивающим детей. Жители Фив пытались умиротворить животное (по божественной воле ставшее неуловимым) ежемесячным подношением младенцев. В результате, местный герой приобрел волшебную охотничью собаку по имени Лелап, которая по той же божественной воле могла поймать все, за чем следует. Когда собаку послали за ужасным существом, Зевс решил теологическую делемму, обратив обоих в камень. Путешественник и писатель Павсаний, посетивший Фивы во 2 в. До н.э., видел опочивальню, в которой Алкмена родила Геракла и рельефы ведьм, посланных Герой помешать рождению героя. Также он посетил место, находящееся на растоянии примерно 5 миль от Фив, где ласкоподобный монстр и Лелап превратились в камень.

С тех пор, когда Геката пригласила Галантиду стать ее помощницей, ласки ассоциировались с ведьмами и изворотливостью, позже в средние века это место заняли кошки. Несколько ужасных расказов древней Греции описывали колдуней, которые могли превращаться в ласок и заниматься своими черными делами, как откусывание ушей и носов спящих людей или трупов.

В Афинах, могли закрыть собрание, если на Пниксе находили ласку; также плохой приметой было если ласка перейдет кому-то дорогу - предотвратить несчастье можно было, если бросить через дорогу три камня. В Македонии, наоборот, считалось хорошей приметой увидеть ласку, хотя считалось, что nifitsa портит одежду. Некоторые люди верили, что если после мытья головы у них началась головная боль, это означало, что ласка посмотрела в купальню.

В греческой мифологии ласки обычно изображались самками и ассоцировались со свадьбой, рождением или сексуальной магией. Натуралист Элиан выделил, что жители Фив покланялись ласке, потому что она помогала Алкмене по дому. Так же он слышал историю, что когда-то ласка была ведьмой, наказанной за свою "чрезмерную сексуальную активность". Элиан считал небольшого хищника злым животным и заявлял, что такой амулет может защитить замысел или разрушить дружбу.

Также он сообщили, что стрекотание ласок должно предвещать ураганы, и если видели ласок и мышей покидающих вместе дом или деревню, то это безусловно предвещает несчастье. Позже этот феномен наблюдали в 373 г до н.э. прямо перед землятресением, разрушевшим город Хелик на берегу Коринфского залива. На дороге, ведущей из города видели ласок вместе со своими врагами, змеями, мышей, в сопровождении жуков и пауков.

Некоторые античные писатели заметили антипатию куньих к змеям. Одна из басен Эзопа рассказывала о домашнем хорьке, сражающимся со змеей, которая проникла в дом его хозяина - но битва резко прекращается, когда оба врага видят мышь. Мораль басни такова, что даже политические противники прекратят спорить, если придеться уничтожить общего, более слабого врага. Элиан называл и куньих и змей "дьявольскими существами", но говорил, что хорьки, смелее возможно потому что они жуют руту перед нападением на змей, которые питают отвращение к этому горькому растению.

Помимо черных хорьков и фреток, к семейству куньих относяться и горностай (зимний представитель семейства куньих), и куница, и соболь, и барсук, и пекан, и норка. В настоящее время, маленьких коричневых и белых куньих в Греции называют nifitsa, а больших куниц, обитающих на соснах - kounavi; Я могу сообщить, что оба эти животные обосновались во дворе моего друга, живущих в Эвбеи. В античности различали несколько видов дикого хорька: северо-африканский/испанский, степной и европейский, помимо более мелкого и более светлого одомашенного хорька, фретки. (В Средние Века один писатель описывал цвет их меха как "дерево, испачканное мочой"!)

В Античной Греции ценились шкурки диких Mustela (горностай) и Martens (куница), а художники, расписывающтие вазы и амфоры предпочитали пользоваться кисточками из меха хорька и соболя. Из Северной Африки в Средиземноморье пришло искусство охоты с фретками на кроликов. Плиний писал, что в 1 в н.э., жители Балеарских островов послали императору Августу слезное прошение о военной поддержке; миллионы зайцев опустошали острова. Практичный император быстро послал Римских легионеров вооруженных хорьками!

В средневековье ласкам приписывали способность убивать василисков, а также говорилось, что они знают как использовать оживляющее растение, руту, с помощью которого они они побеждали своих врагов, змей. В Европейской геральдике, горностай стал сиволом чистоты и королевской власти.

При археологических раскопках в Греции, были найдены останки некоторых представителей семейства куньих. Доисторических предков этих животных находили в окаменелых подстилках в Пикермии, на дороге в Марафон. Череп хорька был найден на раскопках города Ферми острова Лесбос (начало Бронзового века, около 2750 до н.э). Кости одного из куньих были найдены также на раскопках в Малой Азии. Последующие исследования необходимы для определения являются ли эти останки останками домашних животных. Только недавно археологи начали собирать и идентифицировать небольшие кости, найденные в античных поселениях.

Рисунки хорьков в античном искусстве встречаются редко по сравнению с изображениями других животных, но на краснофигурном lekythos работы Эхарида изображен ручной хорек, залезающий по узловатому посоху, который держит юноша. На другой краснофигурной вазе работы Эфрония (около 500 до н.э) изображен человек, играющий с фреткой. На краснофигурной чаше (из Аттики, 5 в до н.э) можно увидеть смешной бытовой сюжет: мужчина грозит палкой маленькому хорьку, залезающему на подсвечник. На некоторых настенных росписях Этрусков, сделанных в греческом краснофигурном стиле (5 в), можно увидеть куницу, подкрадывающуюся к птицам, и двух хорьков явно игнорирующих птиц и зайца.

Может быть собака уже была лучшим другом в античной Греции, а кошки станут другим нашим любимым компаньоном позже. К тому времени как так называемый Художник Кошек и Собак увековечил этих двух животных в росписях на вазах, многие имена этих домашних питомцев были уже заререзрвированы (одна гончая даже была названа "Кунья" Но пока не распространилась популярность кошек, вздорный маленький хорек завоевывал сердца у многих своей игрой работой в греческих домах. Маленькое серебрянное очрование 4 в до н.э., меньше чем на дюйм высотой, должно было сделано кем-то, кто хорошо знал хорьков. Это с любовью описанная маленькая безделушка показывает чьего-то домашнего питомца nifitsa в типичной для него настороженной позе.